Без рубрики // Аналитика

Об игрушках с мемориала у «Зимней вишни»

Эта история не только о народном мемориале у «Зимней вишни» и детях-сиротах, которым администрация города Кемерово хочет отвезти игрушки, пролежавшие на улице больше двух месяцев. Эта история о том, как нам организовывать гражданскую оборону в связи с участившимися угрозами нарушения прав детей в условиях бюрократии и непрофессионализма отдельных представителей органов власти.

Об игрушках с мемориала у «Зимней вишни»
Фото: ru.publika.md

15 мая 2018 года было опубликовано следующее заявление мэра города Кемерово Ильи Середюка: «Точно уверены, что все игрушки нужно сохранить, отнестись бережно и передать в социальные приюты. Это предложение кемеровчан».

Кто предложил?..

На тот момент у меня уже были наработанные тесные контакты с Общественным центром помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня» (волонтеры, психологи и юристы), руководством бюджетных учреждений системы образования, здравоохранения, системы психолого-педагогической помощи, что особенно важно, а также с гражданскими активистами города. Поэтому бросилась искать тех «кемеровчан», которые, по словам Середюка, это предложили.

Просто всех обзвонила и убедилась, что ни с кем из моих конфидентов эта идея не обсуждалась.

Экспертное сообщество города было крайне взволновано. Каждый специалист и просто нормальный человек понимает, что игрушки с мемориала нельзя отдавать детям-сиротам. Это аморально и негигиенично.

Немедленно обратилась непосредственно в администрацию города Кемерово по телефонам и через Интернет:

«Считаю распространение игрушек с мемориала у „Зимней вишни“ по социальным приютам – непрофессиональным, противозаконным, опасным, вплоть до причинения тяжкого вреда здоровью несовершеннолетних. Такие действия могут спровоцировать суициды…»

Тогда же были проведены консультации с израильскими специалистами по психотравме, которые обучали волонтеров-психологов в городе. По мнению зарубежных коллег, недопустимо распространение среди детей предметов, которые приобрели культовое значение, аналогичное предметам с кладбища, которые в российской культуре приносить домой не следует.

Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Кислицин взял эту ситуацию на контроль.

Дмитрий Кислицин, уполномоченный по правам ребенка Кемеровской области:

«Тема далеко не праздная.

Что делать с игрушками с мемориала у места трагедии в “Зимней вишне”?Последнее время слышу много высказываний на эту тему.

Одни советуют передать их после химчистки в детские дома. Другие – категорически против. Объясняют это тем, что игрушки с „кладбища“, несущие в себе нехорошую энергетику, негоже передавать детдомовцам. Третьи – за однозначную утилизацию. Дилемма.

Игрушек действительно много, и они ежедневно прибывают. Однозначно необходим экспертный взгляд, а также общественное мнение...» На третий день после скандального заявления Середюка администрация города сделала шаг назад и заверила всех, что будут проведены общественные и экспертные обсуждения по данному вопросу.

Через три недели

Обсуждения в социальных сетях не утихали. Должна отметить (в соцсетях этого не увидишь): у граждан и ответственных лиц до сих пор срывается голос, когда начинается обсуждение вопроса о судьбе игрушек с мемориала. Это надо слышать. Так говорят о самом больном, что есть в душе.

Игорь Панин, бывший депутат 1-го созыва Городского совета народных депутатов города Кемерово:

«Это все от бедности в головах людей, которые решили передать игрушки в детдома! Этого делать не надо!!! В детдома надо везти и дарить игрушки от чистой души, от сердца, чтобы они несли радость детям!»

Алена Ленина, педагог-организатор, город Кемерово:

«Многие говорят, что, мол, это уже нюансы и вроде как не важно, никого не вернуть и так далее, а вы тут собрались, „кудахчете“. По мне – так важно вообще все, если это в сердцах откликается, и в первую очередь наше понимание. И человеческие, нравственные позиции к отношению и решению подобного рода вопросов».

Новое заявление

Во время пресс-конференции, посвященной празднованию 100-летия Кемерово, 4 июня, прогремело новое заявление администрации города. И снова – отдать в игрушки в детдома!

На этот раз выступил заместитель главы города Кемерово по социальным вопросам Коваленко Олег Владимирович:

«До праздника мы не хотим ничего убирать. Приступим к этому, когда начнется процесс благоустройства всей территории [торгового центра]. Не стоит вызывать лишние эмоции у кемеровчан и родных пострадавших».

«Мы ничего не предпринимаем единолично. Есть заключение психологов, которые говорят, что игрушки можно раздать в детские дома.

Мы попросили представителей епархии высказаться. В традициях русского православия игрушки можно раздавать в приюты.

Ни психологи, ни РПЦ не видят нарушений психологических канонов», – сказал Коваленко».

Одним из первых отреагировал Илья Косолапов, врач-психотерапевт и психиатр из Прокопьевска, работавший волонтером на «Зимней вишне». Илья выразил общую позицию, которая нашла очень живой отклик в сердцах экспертов и жителей Кемерово:

Илья Косолапов:

«„Умри, и мы тебе надарим игрушек“, „когда тебя не станет, твою могилу мы окружим заботой“, „то, чего у тебя не было при жизни, будет у тебя после смерти“– приблизительно так звучит подсознательный посыл тех, кто хочет подарить игрушки с мемориала “Зимней вишни” детским домам и приютам, тем самым подталкивая детей и подростков к суициду…

Второй раз этот инфошум запущен в инфопространство. Якобы есть положительное заключение каких-то психологов. Фамилии этих психологов в студию!

Название организации, писавшей экспертное заключение, в студию! Профессиональное сообщество хочет знать имена тех некомпетентных специалистов, которые считают, что игрушки, символизирующие скорбь и состояние острого горя, положительно скажутся на психике детей, и без того деформированной отсутствием нормальной семьи! <…>

Вы хотите сказать, что якобы дети не узнают, откуда эти игрушки? Или считаете, что все плохо в детдомах и приютах с Интернетом? Я категорически против этого неквалифицированного поступка!»

Мы оперативно предложили выяснение ситуации. Глава Комитета по работе со СМИ Дубкова Екатерина Алексеевна подтвердила, что заммэра Коваленко действительно сказал, что игрушки отдадут в детдома. Уполномоченный по правам ребенка Кемеровской области сообщил, что полноценных общественных обсуждений проблемы так и не было организовано администрацией города.

Олеся Емельянова, лидер волонтеров-психологов города Кемерово:

«Предметы культа, символы горевания и утраты нельзя приносить в дом и раздавать детям. Дело не в состоянии игрушек, а в том, что они символизируют скорбь и боль».

Вопросы к епархии

Дозвониться в местную епархию в рабочее время не удалось, и я направила им письмо с предложением пояснить их позицию по поводу традиций русского православия и игрушек с мемориала.

Юрию Дорошенко, генеральному директору ООО «КОЛТА», повезло больше: ему удалось пообщаться с рядом священников, в том числе и с теми, к которым представители администрации обращались лично за устным комментарием.

Дорошенко также ссылается на текст письма, которое было ответом Кемеровской епархии на письмо администрации города Кемерово № 04-01-10/1494 от 28.05.2018. Текста этого письма я не видела, а ответа на письменный запрос пока нет , поэтому цитирую Дорошенко.

По его словам, суть устного ответа сводилась к следующему:

Игрушки – это не религиозный вопрос. Священник может высказать свое частное мнение, но оно не может быть мнением Церкви.

Есть мнение, что в данной ситуации администрация города решила просто прикрыться письмом епархии, сняв с себя ответственность. Но это мнение ни на чем не основано и является только одним из многих разных возможных объяснений происходящего. Ждем заявлений епархии.

Тем временем Юрий Дорошенко написал замечательные слова:

«Давайте уже перестанем искать крайних и виноватых. Все кемеровчане, и не только они, получили глубокую психологическую травму, пережив эту трагедию.

Любая неосторожно произнесенная или написанная фраза каждого из нас может задеть до глубины души. И вместо понимания, сочувствия или рассуждения она может вызвать и гнев, и даже агрессию. На кого она будет направлена – никто не знает.

Сегодня это может быть Церковь. Завтра – конкретный верующий. Потом крайним окажется тот, кто вообще притронется к сносу места трагедии или стихийного мемориала.

Остается лишь обратиться ко всем участникам дискуссии.

Давайте будем бережнее относиться друг к другу, не обвиняя, не раздавая ярлыки.

Просто для начала будем слушать и слышать друг друга, ища ту мысль и то предложение, которое наиболее близко нам, но допуская и иную точку зрения».

Что думают жители города

Мнения жителей города действительно различаются. Но есть и кое-что общее: никто не равнодушен.

Татьяна Кардильская, руководитель неформального объединения «Центр прикладной урбанистики города Кемерово»:

«Во-первых, мягкие игрушки давно не принимают в нормальные детские дома по гигиеническим соображениям.

Во-вторых, их люди принесли не для того, чтобы кому-то передать. Абсолютно. Это послание боли и сострадания. Зачем его передавать другим детям? Непонятно вовсе.

По-хорошему, их [игрушки] надо было бы сжечь в крематории на гражданской панихиде.

Это было бы уместно. Ни у других детей, ни на свалке им не место».

Елена Митрофанова, директор фонда «Яркий город», Кемерово:

«Нельзя. Вещи с мемориалов не раздают живым.

Эти игрушки – символ несостоявшегося детства, неслучившейся жизни. Передавать такой символ [живым] детям невозможно.

Особенно детям, которые уже находятся в ситуации, далекой от счастливого детства...

Скорее, их нужно действительно захоронить, я не знаю, утилизировать или, может быть, оставить навсегда под прозрачной конструкцией... У меня нет ответа у самой, что с ними нужно сделать. Но точно не передавать детям».

Экспертные мнения

Свои ресурсы объединили лидер волонтеров Общественного центра помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня» Олеся Емельянова, исполнительный директор кемеровского регионального отделения «Опора России» Мария Старинчикова и эксперты бюджетных учреждений города.

Пока эксперты готовили заключения для направления в администрацию города, Мария Старинчикова обсудила сложившуюся ситуацию с администрацией региона.

Мария Старинчикова получила уверения, что игрушки сиротам не повезут.

Мы все надеялись, что это окончательная бумажка, фактическая, настоящая!

По итогам обсуждений экспертами на основании предложений жителей города были сформулированы следующие варианты:

  • Игрушки почистить, законсервировать так или иначе, организовать закрытое от посторонних взглядов тихое межконфессиональное место скорби.
  • Игрушки уничтожить, организовать их захоронение либо сожжение.
  • Игрушки разместить в общественно доступном месте, почистить, разрешить гражданам самоопределиться и при желании забрать их к себе домой.

Были и другие варианты. В любом случае необходимо обеспечить отделение мест памяти от общественных пространств города, чтобы избежать ежедневного психотравмирования пешеходов.

Михаил Яницкий, директор социально-психологического института КемГУ, д. психол. н., профессор РАО, в своем экспертном заключении, направленном в администрацию города, также отмечает проблемы, которые необходимо решить в связи со сложившейся ситуацией:

«Как следует из анализа обсуждения данного вопроса в социальных сетях, общественное мнение жителей г. Кемерово и Кемеровской области достаточно болезненно воспримет факт уничтожения или утилизации игрушек, собранных жителями, в связи с чем этот вариант представляется нежелательным с этической и психологической точек зрения.

С другой стороны, возможность вторичного использования этих игрушек также вызывает сомнения у части населения города и региона…».

Михаил Яницкий рассматривал в своём заключении «использование этих игрушек при организации мемориала памяти жертвам трагедии в форме символического захоронения.

«Например, с установкой памятника, символизирующего детскую игрушку, возможно, созданного из части игрушек, помещенных за стеклянную витрину...

Однако целесообразность и этическая корректность такого проекта потребуют дополнительного обсуждения».

Элина Працун, педагог-психолог, к. пед. н:

«Исходя из того, что жители города Кемерово – это люди разных вероисповеданий, убеждений, национальностей и традиций, однозначного решения вопроса, как поступить с игрушками, находящимися в мемориале, просто нет.

Различных мнений всегда будет много. Важно одно:

Игрушки, принесенные переживающими гражданами в память о детях, жертвах трагедии, должны стать не причиной разногласий и бесконечных споров, а средством их единения и совместного переживания трагедии.

Любой выбор каждого из жителей города невозможно оценить с позиции „правильно“ или „неправильно“, соответственно, относиться к нему нужно с уважением и принимать безоценочно».

В итоге

Мемориал был разобран 15 июня 2018 года. Вот такой официальный ответ дал по вопросу о судьбе игрушек с мемориала заместитель главы города Кемерово по социальным вопросам Коваленко Олег Владимирович:

История о мемориале у «Зимней вишни» – это история о том, как экспертному сообществу и гражданам организовывать согласование интересов с представителями власти по острым вопросам.

Необходима разработка эффективного механизма учета мнения граждан, при обеспечении надзора экспертов, в целях обеспечения превенции дальнейшей психотравматизации населения.

Например, Уполномоченный по правам ребенка Кемеровской области предлагал проводить онлайн-голосование с учетом IP проголосовавших либо организовать общественные слушания.

А эксперты видели в этом предложении риски, связанные с тем, что в онлайн-голосовании примут участие не все, а как раз наиболее пострадавшие граждане, которые в дальнейшем могут пожалеть о своем решении, поэтому прямое общее голосование может не обеспечить учета мнения всех заинтересованных сторон.

В любом случае между представителями органов государственной власти и местного самоуправления и представителями экспертного сообщества и жителей должен быть организован конструктивный диалог.

Как мы видим из официального ответа администрации города Кемерово, власть относится к организации диалога формально, использует все доступные ресурсы, чтобы оправдывать решения, принятые заранее.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к дискуссии на вечную тему: «Что делать?». Как обеспечить защиту прав детей в такой ситуации?

Рекомендуем также:

«Зимняя вишня»: человеческий фактор

Об игрушках с мемориала у «Зимней вишни»

Уроки ОБЖ и обществознания будут преподавать иначе после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube